Незамечаемые замечания

Анализ материалов из системы «Человек на пути» и данных из «Книги замечаний машиниста», проведенный профактивом Дорпрофжел на СвЖД, показал значительный процент формальных ответов на замечания.

О формализме руководителей, ответственных за устранение выявленных общественниками недостатков, свидетельствует длинный перечень примеров.

«Скажем, на замечание машиниста: «На обочине лежит незакрепленный рельс» ответ прост до безумия: «Проведено собеседование: один человек». Еще один пример. На запись машиниста: «Нет знаков ограждения опасного места» следует ответ: «Поездному диспетчеру снижен процент премии», — рассказывает главный технический инспектор труда на СвЖД Дмитрий Москалюк.

А на замечание об обнаружении излома тяги стрелочного перевода отвечают и таким образом: «На стрелочном пере-воде выявлен изгиб второй межостряковой тяги по причине неудовлетворительного содержания стрелочного перевода».

На запись локомотивщика о том, на что на сигналисте отсутствуют специальные знаки отличия — нарукавники и голов-ной убор, в дистанции пути отписались: «Сигналист был без специальных знаков отличия по причине недостаточного количественного обеспечения».

«Машинист фиксирует в журнале, что на станции снег выше головки рельса. Дословный ответ: «Отсутствие снегоуборочной техники». И список таких примеров могу продолжать еще долго», — констатирует Дмитрий Москалюк.

По мнению председателя Дорпрофжел на СвЖД Анатолия Гаращенко, формальные ответы — антистимул общественного контроля.

«Общественный инспектор, указывая в «Книге замечаний машиниста» на актуальную проблему обеспечения безопасности движения, надеется на положительную реакцию. А получая не единожды в ответ отписку, он сделает вывод: «Что толку тратить время, если все равно никто не реагирует?». Таким образом у человека воспитывается безразличие», — убежден Анатолий Гаращенко.

Чтобы не допустить такого развития событий, профсоюз придерживается следующей схемы: председатель Совета общественных инспекторов эксплуатационных локомотивного или вагонного депо при обнаружении записи, касающейся смежного предприятия, проверяет факт устранения там проблемы. И на заседаниях Совета рассказывает об этом инспектору и благодарит за работу. Это повышает у большинства общественников уровень удовлетворенности результатами своего труда.

Однако полностью ситуацию с отписками это не решает.

«В 2018 и 2019 годах мы уже имели случаи нарушения безопасности движения поез-дов по причине формальных отписок, — говорит Анатолий Гаращенко. — На замечания ответили, что их устранили. Однако этого не произошло. Поэтому я не устаю доносить до руководителей предприятий важность общественного контроля. Ведь они должны быть больше всех заинтересованы в выявлении недостатков, и реагировать на них оперативно и адекватно». Это позволяет упреждать нарушения технологической дисциплины, обеспечивать безопасность движения и уменьшить риск наступления ЧП.

Позицию Дорпрофжел поддерживает и руководство магистрали. «Формализма в вопросах работы с «Книгой замечаний машинистов» не должно быть. Необходимо в ближайшее время исключить подобный подход», — поддержал проф-союзную инициативу главный инженер Свердловской желез-ной дороги Алексей Пидяшов.