Работа с полной отдачей

Задача профсоюзного лидера – создавать в коллективе атмосферу, где каждый будет чувствовать заботу и внимание

Вся трудовая жизнь Раисы Морозовой тесно связана с вагонным депо Войновка. Сюда она пришла после окончания профильного вуза, здесь сформировалась как производственник – руководитель среднего звена. А затем нашла своё призвание – профсоюзного лидера.

Наша героиня родилась и провела детские годы в Майкопе, столице Республики Адыгея. Её мама трудилась на железной дороге. Она же посоветовала дочери после школы освоить любую специальность на транспорте. Сказала: на дороге – дисциплина, порядок, будешь всегда иметь надёжную профессию, стабильный заработок.

В старших классах Раиса переехала к родственникам в Тюмень. После окончания школы устроилась в отряд проводников пассажирских поездов вагонного участка. Позже руководство предприятия предложило ей обучаться по целевому направлению в УЭМИИТ (ныне УрГУПС). Девушка поступила на механический факультет по специальности «вагоны и вагонное хозяйство». Тогда же получила и первый опыт профсоюзной деятельности.

– В группе я оказалась старше других первокурсников, да и трудовой стаж у меня к тому времени хоть и небольшой, но был, – рассказывает Раиса Александровна. – Может, поэтому декан нашего факультета Нина Одинцова решила выдвинуть меня на должность председателя студенческого профкома.

Но сначала девушке пришлось вступить в компартию – это было необходимым условием для назначения на профсоюзную должность.

– Моим наставником в жизни и учёбе стала декан, – вспоминает наша героиня. – Нина Владимировна была жёстким и волевым человеком. Перед ней и профессора кафедры стояли навытяжку. В то же время к ней можно было прийти по-свойски, поговорить за чашкой чая о жизни, учёбе, предстоящей работе. Эти беседы запомнились мне на всю жизнь.

В 1976 году выпускницу вуза распределили в вагонное депо Тюмень. Молодого специалиста и члена партии сразу направили на самый трудный в то время производственный участок – в цех текущего ремонта вагонов.

Начальник депо Владимир Коваленко напутствовал:

– Раиса Александровна, в Войновке много нерешённых производственных и социальных задач. Берись за любой фронт работ.

Собственные бытовые вопросы, с которыми она столкнулась при переезде на новое место, отодвинула на задний план. Решила, что обустроиться всегда успеет, и с места в карьер взялась за дело. Молодому бригадиру пришлось одновременно заниматься многим: контролировать объёмы поставок комплектующих, средств индивидуальной защиты – рукавиц, спецодежды, решать бытовые вопросы коллег. Вскоре энергичного и толкового руководителя повысили в должности. У неё – теперь уже мастера – вырос и круг обязанностей по текущему ремонту вагонов. Вспоминает, как долго и напряжённо выходил на плановые показатели участок вагонного депо, как в механический цех приходило новое оборудование, монтировались колёсотокарные станки.

Начальство оценило её умение договариваться, находить общий язык с самыми разными категориями работников и предложило новое направление приложения сил. Раиса Морозова окунулась с головой в профсоюзное движение. Познакомилась почти с каждым сотрудником коллектива, в котором насчитывалось 640 человек. К ней шли за решением различных производственных и социальных вопросов.

С новым начальником депо Сергеем Мохиревым сразу нашла общий язык, так как и у него было стремление создать в трудовом коллективе атмосферу, чтобы люди чувствовали постоянную заботу и внимание. Руководитель справедливо полагал, что тогда и отдача в работе будет.

– Сергей Фёдорович организовал при депо крепкое подсобное хозяйство, были построены теплицы, парники, где выращивались овощи, цветы, – говорит наша героиня. – Держали два стада коров, небольшую свиноферму. Работники и их семьи не только были обеспечены молоком, но и получали к праздникам поросят. На территории депо открыли магазинчик, где по приемлемым ценам реализовывались продукты, промтовары, текстиль.

Для людей создавались все условия, чтобы они могли хорошо трудиться. Раиса Морозова ежегодно организовывала детям из семей работников депо отдых в пионерских лагерях в Тугулыме и Ишиме, отправляла их в черноморские здравницы, в Геленджик. Для железнодорожников выделялись лучшие садово-огородные участки, строились многоквартирные дома. Свою работу она выполняла успешно, не случайно коллектив предприятия на протяжении 13 лет избирал её председателем профкома.

Тот период работы она вспоминает особенно.

– Дорожный профсоюз – это сила, которая опирается на поддержку коллектива и обладает мощными рычагами воздействия на все сферы социальной и производственной деятельности, – считает наша собеседница. – Он создаёт все условия для повышения производительности труда на предприятии, и как результат – растёт благосостояние работников и их семей.