Прирождённый лидер

Производственные достижения коллектива во многом зависят от авторитета и инициативы руководства профсоюза.

Начало биографии

Ветеран Свердловской магистрали, почётный железнодорожник Александр Петрович Радионов в свои 85 лет сохранил обаяние и ощущение надёжности, которые до сих пор ценят в нём его многочисленные друзья, коллеги. С 1977 года, на протяжении 22 лет он возглавлял профсоюзную организацию СвЖД. С этим периодом его трудовой биографии связаны яркие страницы истории дороги и профсоюзного движения в отрасли.

Молодой выпускник Курганского железнодорожного училища Александр Радионовприехал в Свердловск по распределению на паровозоремонтный завод. Работу совмещал с учёбой в техникуме. Трудился сначала слесарем, потом мастером отдела технического контроля. Его умение ладить с людьми, мобилизовать коллектив на решение сложных задач заметило руководство завода. Коллеги в нём разглядели прирождённого профсоюзного лидера.

– Меня вызвал к себе начальник завода Борис Сергеевич Сухачёв и сообщил, что на ближайшей отчётно-выборной профсоюзной конференции состоятся выборы нового председателя заводского комитета профсоюза и будет предложена моя кандидатура, – рассказывает Александр Петрович. – Я попросил время, чтобы обдумать это предложение, посоветоваться с семьёй. Мой дядя Ефим Митрофанович Михин – председатель колхоза в деревне Смолино – сразу сказал, чтобы я соглашался. В итоге, когда меня выбрали, я мало представлял, с каким объёмом работы придётся столкнуться. На меня сразу навалилась куча проблем и задач, требующих немедленного решения. Я не знал, с чего начать: нужно было организовывать в коллективе, состоявшем из 3,5 тысяч работников, различные спортивные и трудовые соревнования, заниматься вопросами труда и заработной платы, социальным страхованием и охраной труда, вести культурно-массовую работу.

Чтобы помочь начинающему профсоюзному руководителю, его сначала направили на краткосрочные обучающие курсы, а затем и на учёбу в Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС имени Николая Шверника.

– Школа мне многое дала, я смог точнее расставлять приоритеты в своей деятельности, узнал, как защищать права и интересы работников железнодорожной отрасли, – вспоминает Александр Петрович.

Инициативы в массы

Одним из ярких достижений в своей профсоюзной работе той поры Александр Радионов считает разработку комплексного подхода к устранению причин профессиональной заболеваемости работников.

– Однажды на заводе произошёл всплеск простудных заболеваний работников, когда больничные листы оформлялись чуть ли не потоком, – рассказывает он. – Вместе с главным врачом предприятия Михаилом Наумовичем Шифриным мы создали комиссию и стали изучать причины роста заболеваемости. Выяснилось, что в ремонтных цехах гуляют сквозняки, есть системные нарушения условий труда. Мы разработали план устранения нарушений и успешно реализовали его. Ключевые пункты этого плана вошли в Положение по снижению заболеваемости работников.

Этот опыт комплексного подхода к созданию достойных условий труда для работников цеха паровозоремонтного завода получил положительную оценку на президиуме ЦК Профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. И его рекомендовали для распространения на предприятиях отрасли. Успех не остался незамеченным: председатель дорпрофсожа Свердловской магистрали Лев Кузнецов пригласил Александра Радионова заведовать организационно-массовым отделом. В 1968 году Александр Петрович возглавил отдел, а через четыре года его избрали заместителем председателя.

– Численность состоящих в профсоюзе работников дороги тогда составляла 217 тыс. человек, – рассказывает ветеран. – Были сформированы 836 первичных организаций, восемь райпрофсожей в отделениях дороги и ещё два в строительных организациях – «Пермьстройпуть» и «Свердловсктрансстрой». Велось строительство и благоустройство десяти пионерских лагерей для детей работников дороги и одного лагеря в Камышлове для детей работников «Свердловсктрансстроя». Расселялся жилой дом на улице Мельковской для обустройства в нём санатория. В то время мы сдавали по 120–150 тыс. кв. метров жилья в год для работников магистрали. При активном участии профсоюза был построен санаторий-профилакторий «Талица».

Заслуженные награды

В 1977 году Александра Радионова избрали председателем дорпрофсожа. Коллектив Свердловской магистрали успешно решал поставленные задачи: грузооборот к концу 9-й пятилетки и производительность труда выросли на четверть, пассажирооборот – на 12,5%. Дорожный профсоюз организовал социалистическое соревнование, и по его итогам коллектив СвЖД был удостоен памятного знака ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС. Чтобы добиться сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями, профсоюз по предложению Свердловского обкома партии, обкома комсомола организовал на дороге трудовое соревнование между энергетиками, угольщиками, работниками леспрома и железнодорожниками. В Положении по соревнованию предусматривались многочисленные награды, дающие по итогам квартала прибавки к зарплате работникам лучших коллективов. В разработке этого положения участвовал и председатель дорпрофсожа на СвЖД.

– В 1982 году по инициативе начальника дороги Виктора Михайловича Скворцова мы со специалистами дорпрофсожа разработали Положение о единой дорожной смене, – рассказывает Александр Петрович. – Этот формат трудового соревнования впервые вводился на железной дороге. Был некоторый риск: получится ли так, как задумано? Ведь такое соревнование отводило на задний план собственные интересы, допустим, движенцев и локомотивщиков. И формировало у всех звеньев производственной цепочки единую цель. Положение утвердил начальник дороги и президиум дорпрофсожа. Жизнь показала, что наша инициатива была правильной, а достигнутые производственные результаты впечатляли.

Опыт Свердловской магистрали в соревновании единых дорожных смен был одобрен МПС и ЦК Профсоюза. Он получил широкое распространение на сети дорог. Это позволило объединить в единый технологический процесс движенцев, локомотивщиков, путейцев, связистов, энергетиков, вагонников, представителей других железнодорожных профессий. В 1978 году за успехи в выполнении народно-хозяйственных планов коллектив Свердловской железной дороги награждён орденом Октябрьской Революции. Барельеф с изображением этой награды и сегодня украшает фасад здания Управления дороги вместе с барельефом ордена В. И. Ленина, вручённого в 1971 году за заслуги свердловских железнодорожников.

За всеми этими наградами и достижениями трудового коллектива Свердловской магистрали – большая организующая роль дорожного профсоюза и его лидеров. Имя Александра Радионова внесено в Книгу Почёта Федерации профсоюзов Свердловской области.