Авторитет по заслугам

Для технического инспектора охрана труда – актуальная тема, во главе которой безопасность работника

Почётный ветеран Свердловской железной дороги Мурат Килькеев 32 года отработал техническим инспектором отраслевого профсоюза и за это время показал себя требовательным и принципиальным специалистом.

Наша встреча с Муратом Инюковичем состоялась в день его рождения. Активный, общительный, с исключительной памятью даже на мелочи и особым чувством юмора – даже не верится, что ему исполняется 88! Он с трепетом вспоминает события своей жизни, а вспомнить есть что.

Годы войны пришлись на его юность, тогда же начался его трудовой путь: в паровозном депо Боготол Красноярской железной дороги тринадцатилетний мальчик трудился жестянщиком инструментального цеха.

– В семье нас было шестеро, я старший, – вспоминает он. – В депо изготавливал сигнальные фонари для электровозов, вёдра, бидоны. Работать приходилось вручную из-за недостатка средств механизации, поэтому уставал я сильно. Но всё равно очень гордился, что вношу свой вклад в победу над фашистской Германией.

Позже, закончив десятилетку, поступил в Томский институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого – кстати, с отличием – по распределению был направлен на Челябинский электровозоремонтный завод. Здесь он прошёл путь от мастера до заместителя начальника завода по производству. В 1963 году был отправлен на паровозоремонтный завод заместителем начальника предприятия.

– Надо было переводить мощности завода на ремонт электровозов, – вспоминает Мурат Килькеев. – Согласовав с семьёй и профильными министерствами свой переезд, я отправился в Свердловск.

С тех пор его жизнь была неразрывно связана со столицей Урала. А с 1971 года – с отраслевым профсоюзом железнодорожников, тогда он стал техническим инспектором труда ЦК профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Свердловской железной дороге, позже – Свердловского теркома профсоюза.

– Я хорошо помню, как в конце 1970 года был приглашён председателем дорпрофсожаЛьвом КонстантиновичемКузнецовым на беседу, в которой он интересовался выполнением месячных планов ремонта электровозов и другими вопросами, после чего предложил перейти на должность технического инспектора, вкратце сообщив мне о работе в этом направлении, – вспоминает Мурат Килькеев.

Так началась его карьера технического инспектора труда профсоюза. Напутствуя его, председатель райпрофсожа Юрий Миночкин порекомендовал совмещать в работе контроль по вопросам охраны труда и принципы соблюдения трудового законодательства.

– Выполняя свои обязанности, проводил проверки в присутствии руководителя или главного инженера предприятия, председателя профкома и инженера по охране труда, – рассказывает Мурат Инюкович. – Далее результаты обследования в обязательном порядке обсуждались на совещании у руководителя предприятия. Я участвовал и в комиссиях по испытаниям и приёмке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства. При необходимости выдавались заключения по их доработке.

Заместитель председателя дорпрофжела на Свердловской железной дороге, руководитель отдела организационной и кадровой работы Игорь Быков рассказывает:

– В то время я трудился заместителем председателя теркома Свердловского отделения дороги, и к Мурату Килькееву на предприятиях всегда относились с уважением, к его мнению прислушивались и с особой тщательностью готовились к проверкам, так как не понаслышке знали о его принципиальности в вопросах охраны труда. При нём проводилась системная работа по приёмке спецодежды. А когда дело доходило до разборов тяжёлых травматических случаев, он всегда был на стороне пострадавшего и его семьи и был гарантом объективного расследования, где не было места для компромиссных решений. Степень его авторитета среди работников была столь высока, что порой в их изречениях можно было услышать «наш Мурат».

Были случаи при несогласии с заключением технической инспекции, и тогда работодатели обращались в районные и областные суды. Но во всех этих случаях суды своими постановлениями подтверждали законность заключения техинспектора.

Размышляя о функции техинспекции, Мурат Инюкович утверждает, что контролировать соблюдение трудового законодательства и вопросов охраны труда, добиваться устранения нарушений, защищать трудовые права работников – дело непростое.

– Всё это зависит от компетенции, принципиальности и требовательности. К руководителям предприятий, не выполняющим предписания об устранении нарушений в установленные сроки, приходилось применять административные меры воздействия в виде наложения штрафа, но это было в исключительных случаях.

За многолетний плодотворный труд и патриотическое воспитание молодых железнодорожников Мурат Килькеев дважды был награждён знаком МПС «Почётному железнодорожнику», знаком ВЦСПС «За активную работу в профсоюзе», часами председателя ЦК профсоюза и почётными грамотами ЦК Роспрофжел и дорпрофсожа.