На страже справедливости

Накопленный опыт позволял профсоюзному лидеру решать любые задачи в интересах работников родного предприятия

«Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – причины», – мудро подметил Сократ. Для бывшего председателя первичной профсоюзной организации Пермской дистанции пути Натальи Потаповой, которая всегда хотела помогать людям, варианта с причинами не было. Вся её трудовая деятельность – на производстве или в профсоюзной организации – была направлена на благо коллег.

А привел её на железную дорогу случай. Когда она ехала в поезде из родного Серова в Москву, чтобы поступить на юридический факультет, в пути познакомилась с девушками из команды лыжниц сборной Уральского электромеханического института инженеров транспорта (ныне УрГУПС). Бег на лыжах был увлечением Натальи, поэтому она не раздумывая сошла с поезда в Свердловске и отправилась поступать на строительный факультет отраслевого вуза. После его окончания по распределению попала в Калинскую дистанцию пути, где работала мастером по приёмке вторых путей. Постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, стала инженером по охране труда в Чусовской дистанции пути.

– На этой должности я работала уже осознанно, – говорит наша героиня. – В первое время было тяжело, но втянулась. Работа эта мне нравилась, потому что она была связана с людьми и общением с ними. У меня была реальная возможность помогать им, приносить пользу коллегам.

Вскоре по семейным обстоятельствам она с семьёй перебралась в Пермь. Устроилась на станцию Пермь-2, продолжила работать на поприще охраны труда. В 1989 году начальник Пермской дистанции пути Виталий Литовских пригласил её к себе на предприятие инженером по охране труда. Именно тогда и началась её профсоюзная жизнь. Председатель «первички» Камария Батурина вовлекла Наталью Ивановну в общественную деятельность, поручив ей культмассовый сектор, а потом назначила своим заместителем.

Был в жизни Натальи Потаповой период, который не пришёлся ей по душе, – на должности руководителя технического отдела.

– Я чувствовала себя грамотным специалистом по охране труда и совсем не хотела уходить на техническую должность, которая не привлекала меня, – отмечает профактивистка. – Ближе была работа с коллективом. Но поскольку организаторский опыт уже был значительный, втянулась в новую деятельность быстро и проработала здесь три года.

Это время оказалось очень полезно для накопления знаний, наработки опыта. Всё это в будущем позволило ей говорить о проблемах путейского комплекса как эксперту.

В 2000 году Камария Батурина вышла на заслуженный отдых, и коллектив избрал профсоюзным лидером Наталью Потапову. Несмотря на это, бывший председатель стала негласным наставником и добрым советником нового.

С тех пор для нашей героини не было нерешаемых проблем. Благодаря приобретённому опыту, к моменту избрания профсоюзным лидером она подошла специалистом во многих областях: знала толк в технологическом процессе, понимала тонкости в сфере охраны труда, умела организовывать мероприятия разного формата и уровня. А самое главное, как отмечает председатель дорпрофжела на Свердловской железной дороге Анатолий Гаращенко, не боялась отстаивать своё мнение.

– Если Наталья Ивановна чувствовала, что права, защищая рядовых работников, то могла высказать претензию руководителю любого ранга, – говорит Анатолий Петрович. – Несколько созывов она была членом Центрального комитета профсоюза и членом постоянно действующей комиссии по правозащитной деятельности. Ни одно заседание пленума не проходило без её выступления. Это была или её собственная инициатива, или поручение центрального аппарата, в котором знали, что она поднимет вопросы на злобу дня, касающиеся не только Пермской дистанции пути, но и всего путейского комплекса. Её предложения всегда находили отклик и имели реальное продолжение. Например, решение вопроса по занятиям монтёров пути в дорожно-технических школах: она была инициатором объединения программ обучения для минимизации числа и сроков отрывов монтёров от основной деятельности. Решала она и проблемы по выводу из тяжёлых и опасных условий работы женщин.

Но и о сотрудниках родной дистанции никогда не забывала. Любая задача, касается ли она коллектива в целом или одного человека, требует для своего решения несколько часов или обращения на высоком уровне – была для Натальи Ивановны как профессиональный вызов.

– У нас был самый большой линейный участок, но мне перед работниками было стыдно за состояние пункта обогрева: деревянное одноэтажное здание, в котором всегда было холодно. Я считала это недопустимым и обращалась с просьбой построить новый. Вопрос решался долго. Тем не менее сейчас у дистанции новый служебно-бытовой корпус – современное трёхэтажное здание. Аналогичную работу пришлось провести и на станции Ферма.

В дистанции вспоминают Наталью Потапову добрым словом, дел её не перечесть. Помнят там, как она вместе с заместителем начальника предприятия по кадрам Светланой Мялициной добились выделения квартиры для дежурной по переезду в Бахаревке – матери-одиночки с семью детьми. И как во время экономического кризиса в стране сумела повлиять на уровень заработной платы. Тогда на дороге повсеместно начал применяться уменьшающий коэффициент премии. Она обращалась к руководству отделения дороги, даже в Москве поднимала эту тему, и в итоге добилась уменьшения коэффициента.

Каждую неделю профсоюзный лидер выезжала на линию, встречалась с работниками, обсуждала насущные вопросы. Это была основа её деятельности.

– Имея столь большой опыт работы, считаю правильным, что наш профсоюз добивается всего конструктивным диалогом, – подытоживает Наталья Ивановна.