Жизненный путь, достойный уважения

Наш герой всегда помнит наказ своих наставников: главное в работе – люди и отношения

В апреле экс-председатель Пермской территориальной организации Роспрофжел на Свердловской магистрали, почётный железнодорожник Геннадий Кислов (на фото)отмечает своё 70-летие. Он считает, что всего, чего достиг в жизни – обязан своим коллегам и учителям на производстве.

Он родился и провёл детство в Верхнем Уфалее Челябинской области. Мама его трудилась билетным кассиром, отец – слесарем в вагонном депо. Дед был составителем поездов. Геннадия с детства тянуло к технике, и после он школы устроился на Уфалейский никелевый комбинат слесарем 3-го разряда по ремонту контрольно-измерительных приборов и аппаратуры.

Потом парня призвали в армию, он служил в Балаклавской дивизии подводных лодок в Крыму, на Чёрном море. Служба в ВМФ заложила основу для его профессиональной карьеры (его воинская специальность – моторист), способствовала раскрытию организаторских способностей. Мотористы готовили к выходу на боевое дежурство в море дизельные и дизель-электрические подлодки. Командиры отмечали, что матрос пользовался авторитетом у сослуживцев, был грамотным специалистом, стремился повышать классность, показал себя неплохим организатором, умел убеждать людей. Ему предложили вступить в компартию – в то время это было высокой личностной оценкой. Впоследствии Геннадию Кислову и семерым его сослуживцам с других кораблей командование дивизии не раз доверяло выбирать депутатов от Республики Крым в Верховный Совет СССР.

Демобилизовался он в звании старшины первой статьи. Вернувшись домой, устроился на тот же комбинат. Руководство направило его на рабфак в Московский институт стали и сплавов. В столице училась на экономиста и его будущая супруга. Геннадий был знаком с Татьяной давно, девушка не раз приезжала гостить к бабушке и дедушке в Верхний Уфалей. Её родители жили в Перми, отец работал машинистом паровоза, мама преподавала в железнодорожном техникуме.

Молодые люди создали семью, переехали в Пермь, к родителям жены. Геннадий устроился на местный завод слесарем в контрольно-измерительную лабораторию. Жена трудилась экономистом в институте. Потом у них родились дети – Ирина и Александр. Работа в лаборатории главу семейства уже не устраивала. Однажды Геннадий увидел объявление: в локомотивное депо Пермь-2 набирали помощников машиниста электровоза. Записался на вечерние курсы. У бывшего моториста оказались отличные перспективы. Кстати, экзамен для работы на тепловозе он сдал быстро: дизельные двигатели, что стояли тогда на локомотивах, были такими же, какие устанавливались на корабли в дивизии, где он служил – 6Д50.

Его первая поездка в качестве дублёра помощника машиниста состоялась 29 декабря 1974 года.

– Ехал с опытнейшим машинистом Геннадием Васильевичем Кузьмитским, – вспоминает он. – На скорости 75 км/ч грузового поезда в кабине электровоза ВЛ22 нас сильно раскачивало. Я поинтересовался: с таким разбегом нас не сбросит с путей? Геннадий Васильевич улыбнулся: всё нормально, привыкай. Потом я трудился в грузопассажирской колонне помощником машиниста. Плечи обслуживания – Углеуральская, Балезино и Шаля. Летом бригады, имевшие права вождения на электровозах и тепловозах, обеспечивали работу путевых машинных станций во время капремонта путей. В то время моим наставником был машинист Юрий Васильевич Пушкарёв. Наставники из славной когорты паровозников дали мне очень много и в профессиональном, и в человеческом плане. Они объяснили мне, что главное в любой работе – это люди, их отношения.

Потом Геннадий Кислов совершенствовался как специалист. Учился в УрГУПС, после окончания которого его повысили в должности до машиниста-инструктора. Коллеги ценили его умение общаться, отстаивать интересы коллектива. Поэтому избрали членом профкома. В 1986 году у него новая должность – освобождённый председатель профкома локомотивного депо Пермь-Сортировочная. Занимался вопросами охраны труда, техники безопасности, организацией работы общественников, питанием работников, жилищными проблемами. Но помимо этого у председателя профкома был заведён ещё и такой порядок: каждое утро они с начальником депо Николаем Дмитриевичем Скляренко обходили депо, оценивали готовность локомотивов выйти на линию. Разбирался и с проблемой сверхурочных часов: отдельные машинисты, чтобы побольше заработать, бывало, трудились по 250 часов в месяц. Одновременно Геннадий Кислов повышал квалификацию инженера-электромеханика.

В 1993 году в депо возникла необходимость назначить нового руководителя депо. Начальник дороги Борис Колесников поддержал его кандидатуру. Случай неординарный: профсоюзный лидер становился командиром производства одного из ключевых предприятий дирекции тяги. Более восьми лет он успешно возглавлял коллектив депо.

– Моими самыми главными учителями в жизни и в профессии были начальник дороги Борис Иванович Колесников, заместитель начальника СвЖД дороги Александр Петрович Редькин, – говорит Геннадий Кислов.

Потом он будет работать председателем территориальной организации Роспрофжел на СвЖД, станет лауреатом премии Роспрофжел, его наградят медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени, присвоят звание «Почётный железнодорожник». Но какие бы должности он не занимал, куда бы его ни выбирали или назначали, он всегда будет помнить наказ своих наставников: главное в работе – люди и отношения.

На пенсии Геннадий Кислов много времени посвящает дому в деревне, которому они с супругой Татьяной отдали немало сил и тепла. Их деревня расположена в красивом месте, из окна видна река Сылва. Жена много времени отдавала воспитанию детей, обустраивала дом, создавала в нём тепло и уют. К сожалению, она рано ушла из жизни. Сейчас Геннадий Иванович поддерживает дом один. Его главная радость – внуки, их четверо. Двое в Москве, двое – в Екатеринбурге. Очень любят деда, каждые каникулы приезжают к нему.

– Когда Родион приезжает ко мне в деревню, то садится за руль внедорожника и часами гоняет по лугам, – улыбается он. – В Москве у него такой возможности нет. Только вот сейчас реже стали приезжать. Родион оканчивает колледж, собирается поступать в экономический институт. Старший внук Максим работает электрогазосварщиком в депо, ремонтирует электропоезда. Самый младший внук Виктор – выпускник 9-го класса. Ещё один внук Дима учится в УрГУПС, оканчивает 4-й курс. Как и его отец, собирается стать движенцем. Так хочу увидеть, когда он начнёт трудиться на железной дороге!