По принципу справедливости

После выхода на заслуженный отдых председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Николай Устюгов стал хранителем музея предприятия.

В его просторных помещениях собраны артефакты всей истории депо. Николай Михайлович досконально знает о происхождении каждого экспоната или фотографии. Хорошая память и внимание к деталям помогали ему и на профсоюзном поприще.

– Я твёрдо убежден в том, что у председателя «первички» должен быть высокий уровень знаний трудового законодательства и нормативных документов, – отмечает он. – За время моего председательства сменилось восемь руководителей нашего предприятия, но с каждым у меня было заведено так: если я вижу нарушение, то на планерке озвучиваю его и прошу принять меры. Если проходит неделя, но меры не приняты, то я писал официальное письмо руководителю депо. Если опять нет реакции, то шёл в прокуратуру. Этим инструментов пользовался часто, считая, что в вопросах защиты сотрудников профсоюз должен быть принципиален.

Работников Николай Устюгов понимает без лишних слов, потому что сам трудился в депо. Свою профессиональную деятельность он начал помощником машиниста электровоза в 1971 году. Сюда он устроился после прохождения службы в армии и окончания железнодорожного училища № 11 в городе Верещагино. В 1973 году стал машинистом, а в 1986 – назначен машинистом-инструктором с присвоением квалификации машиниста 1-го класса. За безупречную работу был награждён медалью «За трудовое отличие». В 1994 году перешёл на профсоюзную работу – сначала председателем цехового комитета. С 1999 по 2011 годы был председателем профсоюзной организации локомотивного депо Пермь-Сортировочная.

Николай Михайлович вспоминает, что возглавил «первичку» во времена, когда в стране была непростая экономическая ситуация.

– У предприятия были свои подсобные хозяйства, чтобы как-то поддерживать работников, ведь зарплата выдавалась нерегулярно. Мы пережили режимы неполного трудового дня, когда постоянно стояли перед выбором – сокращать людей или всем остаться, но взять дни без оплаты.

Помнит он и как в 2001 году вместо действующего Кодекса законов о труде был введён в действие Трудовой кодекс Российской Федерации.

– Новый документ менял подходы к организации работы, поэтому надо было его досконально изучить, – Николай Устюгов. – Я тогда полностью перечитал весь кодекс и сделал пометки, в каких случаях требуется мотивированное мнение профсоюза. И таких статей набралось больше 30-ти. Я поделился своими наработками с Лоншаковым Юрием Леонидовичем, который в то время трудился в теркоме, и он помог мне растиражировать их для профактивистов Пермского региона.

Рассказывая о своей работе в профсоюзе, он говорит, что было много тяжёлых для сотрудников депо периодов.

– В середине 80-х, например, некоторые машинисты вырабатывали за год сверхурочных по 600–700 часов. Потом начали всё упорядочивать, приводить в соответствие. Со временем ввели междусменный отдых не менее 16 часов. Затем последовал период острых недоработок, когда даже стоял вопрос о сокращении штата. В Кунгуре было принято решение о ликвидации подменных пунктов. Мы контролировали, чтобы сокращали народ по закону. Именно защиту членов профсоюза я всегда считал первостепенной в своей работе.

В 2011 году по состоянию здоровья Николай Михайлович был вынужден отойти от дел. За длительный и безупречный труд и активную работу в профсоюзе он неоднократно поощрялся руководством вышестоящих организаций, почётными грамотами Центрального комитета профсоюза, именными часами. Награждён юбилейной медалью Федерации независимых профсоюзов России «100 лет профсоюзам России», нагрудным знаком Роспрофжел «За активную работу в профсоюзе», юбилейным нагрудным знаком Минтранса России «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями».

Избирался Николай Устюгов и депутатом районного совета, кандидатом в члены бюро обкома партии КПСС, был членом президиума теркома Пермского отделения магистрали и членом президиума дорпрофсожа Свердловской железной дороги.