Об итогах работы отдела социально – экономической защиты Дорпрофжел за 2018 год и задачи на 2019 год

Работа по вопросам социально – экономической защиты носит системный характер и строилась в соответствии с Основными направлениями деятельности РОСПРОФЖЕЛ на 2016 — 2020 годы, а именно: в сфере развития социального партнёрства и резолюций Съезда  «За достойную и справедливую оплату труда»  и «Защита социальных гарантий работника», планом работы Дорпрофжел на 2018год.

Деятельность отдела  социально – экономической защиты Дорпрофжел   в 2018году внесла определенный вклад:

—     в  решение вопросов по социально – экономической защите работников;

—  в развитие и сохранение социального партнёрства, сохранение пакетов традиционных социальных гарантий и льгот в новых коллективных договорах.

—    обеспечение уровня реальной заработной платы, ее индексации;

— в обеспечение в коллективах стабильной обстановки, укрепление уверенности работников в завтрашнем дне, повышение качественного уровня жизни работника и благополучии его семьи.

За 2018год на заседаниях президиума рассмотрено 14 вопросов. Обсуждены вопросы работы хозяйственных руководителей и первичных профсоюзных организаций  по: предоставлению льгот и гарантий работникам и неработающим пенсионерам, оплате труда, индексации заработной платы, о текущей ситуации по уровню заработной платы, производительности труда,   обеспечению бытовым топливом, заключению коллективных договоров и т.д.

Стало практикой, результаты выполнения обязательств Отраслевых соглашений и коллективных договоров на полигоне дороги подводить дважды в  год по двум уровням: на локальном уровне и региональном. Как показывают проверки хода подведения коллективных договоров в структурных подразделениях, то они проходят на собраниях, конференциях, расширенных совместных заседаниях. На уровне дороги итоги проводятся на региональном    Форуме социальных партнеров в режиме видео конференции. В основном, отраслевые соглашения и коллективные договора соблюдаются. Критические замечания и предложения, высказанные участниками колдоговорной кампании, обобщаются, разрабатываются мероприятия, направляются для решения  в Департаменты компании и  ППО ОАО «РЖД» для дачи  разъяснений и ответов по их реализации с последующим контролем исполнения.   Дорпрофжел обязательно вернется к этим предложениям при подведении итогов выполнения коллективного договора за 2018год.

Поставлены  и обсуждены принципиальные вопросы:

-о повышении качества питания и увеличения его стоимости – на селекторном совещании 2 ноября 2018года  генеральный директор ОАО «РЖД»  дал поучение —  внести  в  коллективный договор  пункт об индексации стоимости питания;

-об обслуживании домов отдыха локомотивных бригад аутсорсинговой компании —  в соответствии с письмом ЦСР от 28.08.2018 № ИСХ-2417/ЦСР АО «ЖТК» включено в Перечень взаимозависимых с ОАО «РЖД» лиц, в связи с   заключением договоров будет осуществляться в установленном для взаимозависимых лиц порядке;

— «о проезде железнодорожников в поездах дальнего следования (через Москву)- на стадии решения. Вопрос адресован электронной почтой в Департамент управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки ОАО «РЖД» для представления его на рабочей группе по Коллективному договору;

Решен вопрос о возможности покупки проездных документов через электронные терминалы (работникам компании с использованием транспортного требования)» –в настоящее время имеется возможность оформления электронных билетов для проезда работников ОАО «РЖД» с применением виртуального транспортного требования. Оформление билетов возможно в билетной кассе или на корпоративном веб-портале ОАО «РЖД» через личный кабинет. При необходимости пассажир имеет возможность получения посадочного купона в билетной кассе или в транзакционном терминале самообслуживания;

— «о дополнении пункта Коллективного договора о питании работников на всех видах работ, связанных со строительством новых путей ОАО «РЖД»- на стадии решения. В соответствии с письмом от 11.10.2018 № ИСХ-2878/ЦСР вопрос будет предложен к рассмотрению рабочей группе по подготовке проекта коллективного договора на 2020-2022 гг;

На стадии решения вопрос «Об установлении учетного периода продолжительностью до одного года осмотрщикам вагонов всех наименований, слесарям по ремонту подвижного состава». Данное предложение находится на рассмотрении  ЦЗТ:

На стадии решения  вопрос «о наличии и исправности сигнальных принадлежностей, средств малой механизации и инструмента». Направлено письмо от 06.06.2018 № ИСХ-1290/СВДИ   с запросом на увеличение лимита бюджета на 2019 год, в т.ч. на приобретение материалов по программе охраны труда. Кроме того при защите бюджетных параметров в Управлении пути на 2019 год материалы по программе охраны труда также предусмотрены.

  На стадии решения  вопрос  «о профилактике производственного травматизма на полигоне Свердловской дороги». На основании утвержденного распоряжения ОАО «РЖД»  от 24.12.2018г № 2756/р «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» Роспрофжел разрабатывается Положение для структурных подразделений   Свердловской железной дороги.

Мониторинг положения дел на полигоне дороги позволяет отметить, что ситуация в экономике России имеет положительные итоги в 2018 году и оказывает прямое  влияние на объемы  грузовых перевозок, уровень заказов дочерних и зависимых обществ. Это улучшило финансово – экономическое  состояние организаций, что позволило обеспечить рост заработной платы, в том числе реальной. Так, среднемесячная заработная плата работников за 12 месяцев 2018г выросла на 9,7%, реально на 6,6% к аналогичному периоду 2017г. Кроме того, приняты решения об индексации зарплаты: в марте 2018г на 2,2%, октябре на 0,9% и ноябре на 0,3%, декабре на 0,3%, это, безусловно, отразилось на доходах и материальном благополучии работников. В большинстве ДЗО также имеется рост номинальной и реальной заработной платы. В соответствии с коллективными договорами проводится индексация зарплаты, но сроки и размеры индексации в организациях не однозначны.  

В течение года велась активная работа по индексированию зарплаты работников метрополитена. По требованию Дорпрофжел, в Екатеринбургском метрополитене проведена индексация рабочим на 7%, ИТР — на 3,0%.

По  предложениям Пермского филиала был издан приказ о проведении индексации работникам Пермской пригородной компании,   с 1 октября 2018г составила 0,3%,  вторая индексация проведена с 1 декабря 2018г на  один процент.

В настоящее время, в связи с нестабильностью финансово – экономического положения организаций, индексация на заводах группы Ремпутьмаш, Ишимском механическом заводе не проведена. Позиция Дорпрофжел неизменна – добиваться индексации по мере улучшения финансового положения заводов.

Отмечаем, что рост реальной заработной платы связан и с расширением практики применения мотивационных положений о премировании. Работники аппарата Дорпрофжел, филиалов и председатели первичных профсоюзных организаций принимают активное участие в разработке новых локальных нормативных актов работодателей, стимулирующих заинтересованность работников в качественной и профессиональной работе.

В 2018году рассмотрено более 200 проектов локальных нормативных актов дороги и  дирекций. Дано мотивированное мнение — 147, из них:

127 мнений — об утверждении Положений о премировании, о внесении   изменений в показатели премирования за основные результата работы, об установлении зональных надбавок, оказании материальной помощи, возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников  и т.д. 

           20 мнений — на сборники нормативы численности работников, о вводе в действие норм времени, об  утверждении норм времени.

По многим проектам были даны дополнительные предложения, которые  учтены в окончательном варианте.

По 10 проектам высказано первоначально отрицательное мнение по причине наличия в проектах документов норм, ухудшающих положение работников, и данные документы были доработаны с учетом наших предложений, или найдены компромиссные решения.

          — «О  внесении изменений в Перечень профессий и должностей работников  Свердловской дирекции управления движением  с ненормированным рабочим днем» ДУД;

— «Об  установлении норматива на приемку локомотива маневрового движения», ДТ;

     — «Об утверждении базового размера текущей премии работников     эксплуатационных локомотивных бригад Свердловской дирекции тяги на 1 квартал 2018года», ДТ;

— «Об   утверждении базового размера  текущей премии работников   эксплуатационных локомотивных депо Свердловской дирекции тяги на 2 квартал 2018года», ДТ;

— «Об утверждения порядка прохождения работниками дирекции аварийно – восстановительных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических медицинских осмотров (обследований) в рабочее и нерабочее время и возмещения работникам расходов, связанных с их прохождением», ДАВС;

— «Положение о порядке и условиях организации дежурства на дому (при возможности вызова на работу) или специальной комнате (помещении), в купе вагона работников Центральной станции связи», НС;

—  «Положение о порядке и условиях организации дежурства на дому (при возможности вызова на работу) или в специально оборудованной комнате (помещении) работников структурных подразделений Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»;

-«Об утверждении Положения о дополнительном премировании машинистов локомотива, исполняющих обязанности старшего машиниста», ДТУ;

— «О проекте распоряжения ОАО «О внесении изменений в Нормативы численности рабочих, занятых эксплуатацией и обслуживанием специального железнодорожного подвижного состава, машин и механизмов, используемых при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры», ДИ;

— «Об отмене Положения о выплате работникам негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» единовременного вознаграждения за преданность компании», НУЗ;

Изучены профессиональные стандарты по 15 профессиям и должностям,    предложения   направлены в ЦК Профсоюза для обобщения.

— машинист по эксплуатации и обслуживанию устройств ж.д. водоснабжения и водоотведения;

— проводник по сопровождению локомотивов;

— работник дома отдыха бригад ж.д. подвижного состава,

— ревизор статистического учета и отчетности;

— специалист диспетчерского аппарата подразделения по обслуживанию сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта;

— станционный рабочий железнодорожного транспорта;

-работник по обработки поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта;

— специалист по организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и производственного обучения работников железнодорожного транспорта;

-специалист по контролю за финансово – хозяйственной деятельности подразделений железнодорожного транспорта;

— специалист по организации, нормированию, оплате и стимулированию труда в подразделениях железнодорожного транспорта;

— специалист по диагностике состояния рельсов и элементов стрелочных переводов железнодорожного пути;

— работник по экипировке транспортных средств ж.д. транспорта  и снабжению нефтепродуктами структурных подразделений;

— руководитель восстановительного поезда;

-специалист по контролю за сохранностью перевозимого груза, грузовой и коммерческой работы ж.д. транспорта;

— инструктор поездных бригад.

По поручениям руководителей Роспрофжел рассмотрено 152 факсограммы по различным направлениям деятельности Профсоюза,  подготовлены конкретные предложения и дополнения в локальные нормативные акты.

Значимые события  этого периода  отмечаем то, что Дорпрофжел и филиалы поддержали  инициативы Профсоюза, и  достигли  положительных результатов по внесению изменений в Положение о корпоративной системе оплаты труда, в части установления процентных надбавок молодым работникам  в возрасте до 30 лет за стаж работы в районах Крайнего Севера. Это коснулось   регионов: Ханты — Мансийского автономного  округа и  Ямало – Ненецкого автономного округа.

— по вопросу организации режима труда и отдыха локомотивных бригад грузового и пригородного движения при  работе по технологии с применением второго отдыха за поездку;

— по увеличению размера суточных за каждый день обучения работникам, направляемым на подготовку  по рабочей профессии с 150  до 200 рублей;

— по расширению перечню профессий и должностей работников, которым могут быть  присвоены классные звания и т.д.

Особое значение для нас имеет реализуемый с 2015г пилотный проект по новой системе премирования локомотивных бригад грузового движения, который в настоящее время имеет хорошие результаты. Значительный вклад в 2018году   внесли  председатели ППО ТЧЭ, работники Дорпрофжел и филиалов.

Постоянное  ведение мониторинга применения работодателями антикризисных мероприятий, по сокращению расходов на персонал, по передаче работ на аутсорсинг дает определенные  результаты и позволяет   противодействовать применению аутсорсинга, и принимать меры  по недопущению снижения заработной платы, неоправданному применению режимов неполной занятости и сокращению численности работников.

В отчетном периоде готовились аналитические и справочные материалы  руководителям Дорпрофжел  для различного уровня совещаний, заседаний президиума, Пленумы, на заседания Правлении  ОАО «РЖД» по социально – экономическим вопросам. Оказывалась практическая помощь председателям ППО, оформлялись информационные сообщения, готовились презентации для обучения профактива, статьи для публикаций  в средствах массовой информации, материал на сайт Дпроф, ответы на обращения   работников.

Ежегодно объявляется смотр-конкурс на лучшую работу ППО РОСПРОФЖЕЛ на Свердловской железной дороге  по социально – экономической защите,  с целью  укрепления единства действий Сторон по выполнению коллективных договоров, эффективной работы организаций. На   2019 год  объявлен  смотр-конкурс в честь 100-летнего юбилея ДОРПРОФЖЕЛ на Св.ж.д.  и «Года социального партнёрства».

На полигоне дороги действует 50 коллективных договоров, которые распространяют свое действие на работников компании, дочерних и зависимых обществ, УрГУПС, заводов группы Ремпутьмаш, негосударственных (частных) учреждений здравоохранения и негосударственных (частных) учреждений образования, а также др. организаций, где действуют профсоюзные организации. Для широкого информирования работников компании  разработано и действует приложение  к операционной системе «АНДРОЙД» — мобильная версия о льготах и гарантиях Коллективного договора.

В ноябре – декабре 2018года велись переговоры по заключению коллективных договоров в Пермской пригородной компании, Свердловской пригородной компании, редакции газеты Уральская магистраль на 2019год. По состоянию на 30.12.2018года заключены новые коллективные договора сроком на три года институтом Уралгипротранс, Пермской пригородной компании, продлен срок действия колдоговора на один года Свердловской пригородной компанией, редакцией газеты «Уральская магистраль». Специалистами аппарата Дорпрофжел и филиалов  проводилась предварительная экспертиза проектов коллективных договоров в соответствии с Постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 18.02.2016г № 33.113.

Тексты новых коллективных договоров Пермской пригородной компании, Свердловской пригородной компании,  институт Уралгипротранс, редакции газеты Уральская магистраль  внесены в автоматическую базу учета коллективных договоров.

В настоящее время начата работа по подготовке предложений  в новый проект Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2020-2022годы и Коллективный договоров ОАО «РЖД» на 2020-2022годы.

В декабре 2019года заканчивается срок действия коллективных договоров   в 11   негосударственных (частных) учреждений здравоохранения, в 27 негосударственных (частных) образовательных учреждениях и других организаций. В проектах новых колдоговоров должны быть сохранены пакеты традиционных социальных гарантий и льгот.

В завершении  отмечаем, что реально работает механизм социальной защиты работников и неработающих пенсионеров на основе Отраслевых соглашений и коллективных договоров, это позволяет обеспечить в коллективах стабильную обстановку, укрепить уверенность в завтрашнем дне, повысить качественный уровень жизни работника и благополучия его семьи.

 

Первостепенные задачи   для решения  вопросов по социально  — экономической деятельности на 2019год»:  

— Добиться проведения индексации заработной платы для работников заводов группы «Ремпутьмаш», Ишимского механического завода;

— Сохранить и расширить, по возможности, действующие льготы и гарантии в новом коллективном договоре    Екатеринбургского метрополитена.

—  Добиваться повышения уровня реальной заработной платы, выплаты её в полном объеме и в установленные сроки;

—  Подготовить предложения в проект нового Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта 2020-2022годы и Коллективного договора на 2020-2022годы;

— Оказывать содействие в подготовке проектов коллективных договоров негосударственных (частных) учреждений здравоохранения, в  негосударственных (частных) образовательных учреждениях на 2020-2022годы;

— На постоянной основе проводить мониторинг проведения  в структурных подразделениях мероприятий по оптимизации численности персонала, принимать необходимые меры по сохранению квалифицированного персонала и трудоустройству высвобождаемых работников с учетом кадровой политики ОАО «РЖД», не допускать применения режимов неполной занятости для целей выполнение параметров по росту производительности труда; при реализации мероприятий, обеспечивающих выполнение задания по росту производительности труда, не допускать нарушений норм трудового законодательства и  положений коллективных договоров.

— Оказывать содействие в работе по поддержанию трудовой и производственной дисциплины в трудовых коллективах, ужесточению мер воздействия на нарушителей.

— Организовать в 2019году выполнение Плана мероприятий «Года социального партнёрства».