Через тайгу, болота, непогоду

Через тайгу, болота, непогодуСтальная нить, полвека назад связавшая Тюменский Север и Большую землю, положила начало развитию нефтегазового комплекса страны.

На Свердловской железной дороге прошли торжества по случаю юбилея со дня начала сооружения магистрали из Тюменской области и на Север. Полувековой рубеж, дату грандиозную, отметили в нескольких пунктах, но всех их объединяло расположение на маршруте этой стальной линии. Наши корреспонденты также побывали на разных участках магистрали, в том числе на вечере в тюменском ДК «Нефтяник» имени Муравленко.

Пространство отвоёвывали по метру

В историческом полотне возведения этой дороги переплетена уйма сюжетов, поражающих воображение и таких жизненных при воплощении в реальность. Полвека назад было принято решение проложить линию через тайгу, болота, соединив нефтегазовые месторождения, Тюменский Север с Большой землёй. Так начиналось освоение в промышленном масштабе недр Западной Сибири, вдохнувшее жизнь в целинные территории, где ещё не ступала нога человека.
– Первая шпала, костыль, вагон, состав, и волей-неволей, сами по себе вспоминаются слова душевной песни: «Это было недавно, это было давно…», – отметил первый заместитель начальника СвЖД Валентин Искоростенский. – То, что сделано за те годы, стратегически важно для дороги, региона, страны, а транспортное строительство, эксплуатация сегодня уже стали одним целым.

Действительно, по всему направлению магистрали появлялись станции, и вокруг них, в свою очередь, обустраивались современные города и посёлки. По этой линии шли потоком вагоны сначала с грузами, затем с пассажирами. Тысячи людей работали ради создания топливно-энергетического комплекса. Сложно осознать, переоценить трудовой подвиг сразу нескольких поколений – искренние слова благодарности в адрес ветеранов стали лейтмотивом вечера.

– Спасибо тем, кто уже пятьдесят лет обеспечивает стабильную работу железнодорожного комплекса, соединяющего юг и север крупного региона, – сказал в видеообращении губернатор Тюменской области Владимир Якушев. – Традиции первопроходцев и современные технологии позволят нам и далее наращивать пропускную способность и скорость пассажиро- и грузопотоков.

Принятое в шестидесятые годы решение о строительстве магистрали не раз за праздничный вечер называли историческим в масштабах целой страны. Оно перевернуло жизнь, связало населённые пункты и дало толчок развитию – и всё это было достигнуто усилиями, стараниями тех, кто находился в зале. Без сна и отдыха возводили они железную дорогу и в лютый мороз, и в зной, буквально по метру отвоёвывали себе пространство у дикой природы Севера.
– Ценен тот, кто строит магистрали и осваивает неизведанные участки, запускает транспортные артерии, по которым стремится и развивается жизнь, – заявил со сцены заместитель председателя Роспрофжел Андрей Карабанов. – Этот проект выработал целую систему будущего социального партнёрства, дал технологии, которые внедрялись на других стройках – БАМа, Транссиба.

Коротчаевцы устремились на север…

Сегодня всем нам уже сложно представить свою жизнь без железной дороги, на севере же она – не просто способ передвижения, а связь с внешним миром. Не то, что пятьдесят, а ещё тридцать лет назад там, где высятся многоэтажки, была песчаная, совершенно безлюдная пустыня, роились комары да мошкара. Сюда-то, в этот малопригодный, как многим представлялось, для жизни край и устремились смелые, а в чём-то, наверное, даже отчаянные первопроходцы.
– Управление «Абаканстройпуть» превратилось в «Тюменьстройпуть», и тогда к нам, в абсолютно глухие таёжные земли приехали тысячи людей, – вспомнил зампредседателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов. – Возглавлял многочисленный коллектив сам Дмитрий Иванович Коротчаев, который со всей своей командой ускорил развитие нефтегазового комплекса.

К 1966 году за плечами этого человека уже были трудовые достижения, большие стройки, в том числе и на железной дороге, от Абакана до Тайшета. Коротчаев, по словам коллег, не привык расслабляться, запрашивать помощь: уверенный в себе, он по завершении одной стройки тут же брался за другую. Так же и в тот раз его коллектив в полном составе приступил к строительству железнодорожной линии из Тюмени до Сургута – хотя это без малого 700 км.
– С Коротчаевым судьба и жизнь свела в 1967 году, поработали славно, у меня же для сооружения магистрали команда целая была из сорока человек, – рассказал Герой Социалистического труда, бригадир пути Виктор Молозин. – Не роптали даже зимой, в 40-45 градусов, укладку вели и щебень выгружали: Дмитрий Иванович приедет, глянет, ребята мои – раздетые, раскрасневшиеся.

Первопроходцев железных дорог неспроста окрестили коротчаевцами – сам их руководитель всегда был на передовых объектах. Всесоюзная комсомольская стройка просто гремела по всей огромной стране, создавались мехколонны и отделы снабжения, мостоотряды и многое другое. Более тысячи человек быстрыми темпами продвигались на северные участки: Тюмень – Сургут – Нижневартовск – Коротчаево – Новый Уренгой – Ямбург.

– Как здесь ни крути, а хорошую жизнь мы прожили на местной земле, а все те субподрядные организации – это ведь был такой дружный коллектив, – не скрывал на сцене эмоций заслуженный строитель РФ Анатолий Грязев. – Пятьдесят лет назад, когда сюда прибыли самые ранние наши подразделения, казалось, их совсем немного… или немало – настолько чувства смешивались.

Не верится: в 1966 году был засыпан первый куб земли для магистрали, вбит «стартовый» костыль, а в 1967-м люди стояли на левом берегу Иртыша. Где прошла ветка, там выросли посёлки – Юность Комсомольская, Демьянка, появились автодороги, жильё и детские сады, школы и другие учреждения. БАМ тоже быстро возводили, но это, отмечают строители тюменской линии, не умаляя заслуг коллег, был один лишь путь, а здесь – полное обустройство.
– Не было бы такого праздника, если бы не десятилетия в содружестве, в полном взаимопонимании сторон, в том числе и с нашей железной дорогой, – добавил почётный нефтяник СССР и Тюменской области Сергей Великопольский. – Помню, в 1979-м, после ввода, эта линия приняла 14,5 миллиона тонн грузов, столько же, сколько до той поры ежегодно доставлял весь речной транспорт!

Добавить комментарий